Новости

В конкурсе "Диссертации", посвящённого 50-летию научного направления "Искусственный интеллект" и памяти выдающегося российского учёного Л.Т.Кузина, наш сотрудник А.А.Липатов был награждён первым призом и дипломом за недавно защищенную диссертацию к.т.н.

Е.А.Сидорова защитила диссертацию на тему «Методы и программные средства для анализа документов на основе модели предметной области»

Прочитать подробнее...

Интервью
3.05.2014 - Ллорет де Мар – жемчужина испанского побережья Коста Брава

13.04.2014 - Орехи – любимое лакомство для всех

Ознакомиться со всеми интервью...

Когнитивные технологии в образовании

Вся жизнь в современном мире строится на получении информации. Тот, кто обучается быстрее, может собирать и анализировать большие объёмы данных, получает значительное преимущество перед другими людьми. Чтобы получить такие навыки, требуется хорошее образование. Процесс обучения также должен подстраиваться под современные реалии, поэтому появляются новые методы и технологии обучения. Сейчас принято считать, что самые эффективные способы получения знаний построены на применение когнитивных образовательных технологий.

Когнитивистика и её методы

Когнитивистика – это направление науки, которое объединило в себе когнитивную психологию и лингвистику, нейрофизиологию и теорию познания, а также несколько смежных дисциплин. Подробнее об этом научном направлении и его взаимодействии с другими областями знаний вы можете узнать, перейдя по ссылке https://www.syl.ru/article/288687/new_kognitivnyie-tehnologii-v-obrazovanii. Нас же интересует конкретная связь когнитивных методов и образования. Когнитивистика породила когнитивные технологии обучения. Под этим термином скрыто простое значение – это интеллектуальное развитие обучаемого, разбитое на ряд модулей. И каждый модуль — это система уроков либо блоков, которые бывают трёх видов:

  • Блок входного мониторинга
  • Теоретический блок
  • Блок процессуальный

В первом блоке преподаватель оценивает уровень когнитивной готовности ученика, т.е. его способность воспринимать информацию, на втором этапе, в теоретическом блоке, учитель помогает обучаемому создать логические и специфические связи между старой и новой информацией. И на последнем этапе ученик должен сформировать представление о практическом применении предоставленных ему данных.

После третьего этапа проводятся обобщающее повторение, контроль и коррекция, что значительно увеличивает эффективность проведённых уроков.

Важные условия

Чтобы понять, что применение технологии будет полезно, нужно увидеть, что для каждого вида научного знания нужна особая специфика ума. К примеру, для изучения физики и геометрии ученик должен обладать хорошо развитым пространственным мышлением, а для понимания литературы, обучаемый должен быть способен к анализу и чувственному восприятию текста.

Конечно, отсутствие этих факторов не является критичным аспектом, ведь любое качество ума можно развить, главное — это найти мотивацию. Именно мотивация даёт шанс увеличить интерес к предмету, увеличить их возможности в обучении.

Примеры когнитивных технологий

Например, когнитивно — лингвистический подход на данный момент считается самым эффективным и быстрым способом выучить иностранный язык. Любая система языка, как родного, так и иностранного — это совокупность понятий, отражённая в лексике, и способы связи этих понятий, которая заключена в грамматике. Суть подхода заключается в том, что, не зная точно, какое слово соответствует какому понятию, обучающийся анализирует различные модели значений, называемые мыслительной картиной. И после анализа выделяет основные признаки предмета. Такие мыслительные образы помогут запомнить основные аспекты лексики и сочетаемости понятий.

Как когнитивные технологии расширяют границы

Такие технологии позволяют значительно увеличить эффективность процесса обучения, ведь теперь обучающий в первую очередь ориентирован на одного ученика, а не на группу людей, что также противопоставляет новый метод когнитивного познания старым образовательным теориям, ориентированным на усреднённого человека. Ведь давно доказано, что процесс формирования когнитивных схем у каждого человека проходит по-разному, всё зависит от его эмоционального отношения к педагогу, изначальных интеллектуальных способностей, его отношения к заданию и обстоятельствам, в которых приходится эту задачу решать.

Но, как доказано многими исследователями и педагогами-практиками, организация педагогического процесса, построенного на когнитивных технологиях, улучшает общее качество получаемого образования, увеличивает его эффективность, что и является основной задачей применения новых методов в образовании.

11 сентября 2017