Новости

В конкурсе "Диссертации", посвящённого 50-летию научного направления "Искусственный интеллект" и памяти выдающегося российского учёного Л.Т.Кузина, наш сотрудник А.А.Липатов был награждён первым призом и дипломом за недавно защищенную диссертацию к.т.н.

Е.А.Сидорова защитила диссертацию на тему «Методы и программные средства для анализа документов на основе модели предметной области»

Прочитать подробнее...

Интервью
3.05.2014 - Ллорет де Мар – жемчужина испанского побережья Коста Брава

13.04.2014 - Орехи – любимое лакомство для всех

Ознакомиться со всеми интервью...

Компьютерные курсы будущего

Давайте вместе пофантазируем. Какие могли бы быть компьютерные курсы будущего?

Но вначале позвольте вам рассказать об основных тенденциях развития компьютерных курсов за последние 20 лет. Основное отличие между прошлым и настоящим в том, что в каждом доме появился компьютер и интернет. Поэтому раньше, компьютерные курсы были местом, где не только можно было обучиться, но и часто дополнительно поработать на компьютере. Кроме компьютерных курсов большой популярностью пользовались интернет-кафе, где можно было арендовать компьютер, посидеть в интернете, пообщаться с соседями. Но как только в каждом доме появился компьютер, ситуация кардинально изменилась. Оказалось, что компьютер и кафе, компьютор и пообщаться — не такие уж совместимые понятия, и лучше все сделать дома, а потом уж и пообщаться. А когда широко распространились легкие мобильные ноут-буки и Wi-Fi в любом кафе, оказалось, что пообщаться в присутствии любимого компьютера можно вообще в любом месте и в любое время, деловые встречи можно устраивать на ходу в любом кафе и мы видим постоянно наших соотечественников постоянно о чем-то договаривающихся за чашкой кофе. Да, ну и возвращаясь к компьютерным курсам, как повод потусоваться — они воспринимаются все меньше и меньше.

Но ведь и в наше время остается такое понятие как компьютерные курсы для начинающих с полного нуля. И новичкам предположительно должно быть приятно и комфортно изучать компьютер вместе. Но мешает одно обстоятельство. Так как каждый пользователь ощущает себя полноправным пользователем своего собственного компьютера, он с первых шагов чувствует, что хочет делать и изучать именно то, что хочет он и конфликт интересов тут неизбежен, компьютер оказался очень индивидуальным средством. Обычно только экономия может загнать пользователя в какие-то общие рамки.

Есть категория начинающих пользователей компьютера, для которых иногда интересно позаниматься группой — это пенсионеры. Но и в этом случае мероприятие должно быть организовано как праздник, хорошо, если например обучение производится на компьютерной выставке, где представлено много всего интересного, самая современная техника, все красиво и сверкает, избыток заботливого обслуживающего персонала, кофе и чай, много единомышленников и таких же учеников. Тогда это мероприятие может стать хорошим стимулом для дальнейшего успешного использования компьютера, просто как источник дополнительного энтузиазма для самостоятельной работы.

Если же это рутинные занятия на курсах, то занятия в группе могут привести к разочарованию, что-то вам будет не понятно, что-то захочется изучать совсем другое, и в целом прогресс может оказаться небольшим. Захочется больше внимания и индивидуального подхода. Так все и произошло. Когда компьютер есть у каждого, то понимаешь, что проще учиться на своем компьютере и со своим собственным преподавателем. Это неизбежный процесс, который очень сильно уменьшил количество желающих заниматься в группах. И компьютерные курсы стали индивидуальными, а потом и вообще выездными.

Но на этом дело не остановилась. Сейчас наблюдается массовая тенденция перехода на дистанционное обучение, когда уже никто к тебе не приезжает, а преподаватель занимается с тобой по Skype или при помощи еще более совершенного программного обеспечения, которое позволяет делать чудеса: ты можешь видеть учителя, видеть экран его компьютера и все действия, которые он совершает на своем компьютере, разговаривать с ним как-будто он находится рядом. Такие занятия назвали вебинарами и они очень быстро  распространяются. Причем они проводяся как индивидуально, так и для групп, и в образовании — это самая последняя модная тенденция. На настоящий момент — это и есть компьютерные курсы будущего, курсы 21 века.

Ну а все таки как будут выглядеть компьютерные курсы в далеком будущем и будут ли они вообще? Почему они остаются актуальными для более продвинутых пользователей? Почему вообще не исчезают?

Ну во первых почему не исчезают? Потому что появилось такое хитрое программное обеспечение, которое позволяет человеку стать виртуозом в своей области. Для того чтобы виртуозно овладеть некоторыми программами надо тренироваться как при игре на музыкальном инструменте, несколько лет. Для того чтобы научиться создавать профессиональные 3D изображения надо тренироваться не один год. Есть профессиональные фотографы, аниматоры, режисеры, музыканты, архитекторы, но у всех у них есть общее — они профессионально используют компьютер в своей области и виртуозно овладеть возможностями компьютерных программ для конкретной специальности также сложно как обучиться игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. То есть компьютерные курсы превратились в обучение конкретным профессиям, а это будет востребовано всегда, и никогда такая потребность не отпадет. Вот почему компьютерные курсы не только не исчезают, а становятся все более и более актуальными.

У Вас есть тяга к какой-то профессии, и есть тренер, который готов поделится с вами самыми практическими навыками. Что может быть актуальнее?

Так как же все таки будут выглядеть компьютерные курсы будущего? Дайте мне пофантазировать. Если сейчас вошло в моду дистанционное обучение, но компьютер по-прежнему не может заменить человека и лучший тренер — это человек, а не обучающая программа. То можно пофантазировать о том как появятся совершенные компьютеры — учителя, после чего профессию учителя можно будет вообще упразднять, купил компьютер и он сам тебя обхаживает и во всем помогает, а ты лежишь на диване как амеба и тихонько деградируешь. Да и зачем учиться вообще рисовать 3D изображения, когда можно наделать таких компьютеров, что они сами будут хорошо понимать, что и как рисовать, ведь если они смогут учить, то и вообще любую работу смогут делать. Зачем вообще учиться таким вещам, которые можно делать автоматически. Сейчас может быть часто встречаются посредственные переводчики с иностранных языков — люди, но компьютерные переводчики хоть и слов больше знают — все равно двух слов связать не могут, а если смогут, то чего их вообще учить — эти языки. Никого ведь этим не удивишь. И в любой области если все они смогут делать лучше и быстрее? Уже сейчас не всегда понятно, кто к кому придаток: человек к компьютеру или компьютер к человеку? А если они вообще все без нас смогут? Чему тогда учиться? Как с компьютером поздороваться?

Вот сейчас уже перейдем к самому интересному. С компьютером можно будет просто «сидеть» и обсуждать новые проблемы. То есть наталкивать друг друга на конструктивные мысли, творить. То есть все равно останутся компьютеры и люди — профессионалы в конкретной области. У людей по прежнему останется необходимость передавать профессиональные знания себе подобным. А компьютер — профессиональный учитель, представляется в роли очень разумного, но не способного отойти без помощи человека от привычного шаблона мышления. То есть компьютер по определению подвержен догмам, но в меньшей степени, чем человек, способный мечтать, делать ошибки, а компьютер как аутист — очень умный, но зациклен на догмах, всегда все делает по правилам. Такой равнодушный зануда, но подчиняется человеку, его раб в каком-то смысле. Мы пришли к тому, что рабство отменили, но человек создает себе теперь более совершенных механических рабов. И ими тоже надо будет командовать, то есть профессионалы как бы станут полководцами, начальниками, бизнесменами в своей области, а этому тоже надо учиться. То есть на компьютерных курсах будущего люди будут учиться как разговаривать с компьютерами, как ими командовать для большего эффекта. То есть сейчас начальники учатся психологии управления, а также должны иметь представления о своей конкретной области без излишних деталей, в которые вникают подчиненные. То есть мы все станем начальниками и у каждого будут свои механические подчиненные. И будем учиться разбираться в своей профессии с уклоном на принятие решений и отдачу приказов и на компьютерных курсах будем учиться принимать решения и отдавать приказы железкам. Круто. Выглядит так, что компьютерные курсы будут нужны.

Например, компьютерные курсы для пенсионеров для упрвления компьютерной развлекающей домашней системой, компьютерные курсы для архитекторов с квалификацией — начальник исполняющих компьютерных систем. То есть кто-то будет покупать эти компьютерные системы, а кто-то учиться и управлять ими как сейчас управляют людьми. Ура. В будущем мы все однозначно будем начальниками. И подчиненные будут умные болваны без негатива. То есть главное будет обучиться профессии, а подчиненные и так слушаться будут. Доброжелательные такие компьютеры с теплым голосом. Так что все на компьютерные курсы! Или подождать еще немного пока они больше сами смогут делать?

Кстати сечас полно книг о том, что богачи не учились в институте и что для богатства лучше вообще и в школу не ходить. А Генри Форд де мало учился, зато у него было много высококвалифицированных консультаетов по любому вопросу, что делало его высокообразованным человеком. То есть компьютерные курсы — это будет единственное нужное образование в жизни, все остальное расскажет сам компьютер!  Да и получается, что самым умным будет тот, кто купит самый умный компьютер.

9 сентября 2013