Новости

В конкурсе "Диссертации", посвящённого 50-летию научного направления "Искусственный интеллект" и памяти выдающегося российского учёного Л.Т.Кузина, наш сотрудник А.А.Липатов был награждён первым призом и дипломом за недавно защищенную диссертацию к.т.н.

Е.А.Сидорова защитила диссертацию на тему «Методы и программные средства для анализа документов на основе модели предметной области»

Прочитать подробнее...

Интервью
3.05.2014 - Ллорет де Мар – жемчужина испанского побережья Коста Брава

Проект OpenAI Five, разработанный компанией Илона Маска, привлек внимание огромной аудитории благодаря амбициозности поставленной его создателями задачи. Программисты заявили, что они смогут создать систему, которая обыграет профессиональную команду игроков в одну из главных киберспортивных дисциплин Dota 2. Три шоу-матча должны были состояться в рамках мирового первенства The International 2018. После двух проигрышей разработчики отказались от третьей игры.

13.04.2014 - Орехи – любимое лакомство для всех

Проект OpenAI Five, разработанный компанией Илона Маска, привлек внимание огромной аудитории благодаря амбициозности поставленной его создателями задачи. Программисты заявили, что они смогут создать систему, которая обыграет профессиональную команду игроков в одну из главных киберспортивных дисциплин Dota 2. Три шоу-матча должны были состояться в рамках мирового первенства The International 2018. После двух проигрышей разработчики отказались от третьей игры.

Ознакомиться со всеми интервью...

Почему боты Илона Маска уступили профессиональным игрокам

Проект OpenAI Five, разработанный компанией Илона Маска, привлек внимание огромной аудитории благодаря амбициозности поставленной его создателями задачи. Программисты заявили, что они смогут создать систему, которая обыграет профессиональную команду игроков в одну из главных киберспортивных дисциплин Dota 2. Три шоу-матча должны были состояться в рамках мирового первенства The International 2018. После двух проигрышей разработчики отказались от третьей игры.

Полное поражение искусственного интеллекта в противостоянии с командами из профессиональных игроков для многих зрителей оказалось неожиданным. Еще в прошлом году нейронная сеть OpenAI сумела одолеть Даниила «Dendi» Ишутина из Natus Vincere, а незадолго до TI8 система OpenAI Five победила коллектив, собранный из пяти бывших профессионалов. Фактически OpenAI Five — это пять ботов, объединенных в одну команду по образу и подобию профессиональных коллективов в Dota 2. Каждая нейронная сеть выполняет роль одного игрока, но несмотря на высокий уровень развития современной технологии искусственного интеллекта, возможности OpenAI Five оказались не безграничными.

Первоначально для создания системы потребовалось собрать небольшой суперкомпьютер, который состоит из 128 тыс. виртуальных процессорных ядер и 256 видеокарт Nvidia Tesla. Настолько высокая мощность необходима для обсчета огромного количества вариантов действий, возникающих в ходе игры. Ежедневно компьютер такой конфигурации позволяет ботам набирать по 180 лет игрового опыта. Большим преимуществом OpenAI является безошибочная работа с интерфейсом игры — система автоматически отслеживает все параметры, не может промахнуться по клавиатуре, поскольку использует электронные средства ввода, и точно рассчитывает время использования умений доступных персонажей.

Искусственный интеллект действует быстрее человека, за секунду просчитывает огромное количество ходов и их последствия на несколько шагов вперед. В отличие от людей боты не чувствуют усталости и могут обучаться на реальных играх круглые сутки. Но даже такая фора обернулась для OpenAI Five преимуществом только в первой части проведенных на The International 2018 шоу-матчей. В сражении против бразильской команды paiN Gaming нейронные сети держали лидерство по фрагам в течение получаса, после чего в действиях искусственного интеллекта начали проскакивать очевидные ошибки. Комментаторы Dota 2 Ярослав «NS» Кузнецов и Алексей «Lex» Филиппов отмечали решительность и быстроту реакции нейронных сетей в начале сражения, соглашаясь, что боты показывают высокий класс тактической игры. Слабым местом искусственного интеллекта оказалась стратегия.

По мнению комментатора Андрея «Dread» Голубева, у OpenAI Five отсутствует понимание того, какие герои должны прокачиваться в первую очередь. В командной игре профессионалы уступают фарм и опыт ключевым персонажам, в то время, как боты действуют по принципу «кто ближе, тот и взял». Другие ошибки были связаны с неправильным использованием ультимативных способностей персонажей и расстановкой вардов. Также нейронные сети оказываются хорошо подготовленными к ситуациям, с которыми уже сталкивались в процессе самообучения, но испытывают явные затруднения, когда игра разворачивается по незнакомому сценарию. Профессиональные игроки, зная это, сделали несколько домашних заготовок перед проведением шоу-матчей.

Эксперты склоняются к мысли, что хороший старт OpenAI Five в матчах и неудачное продолжение игры можно отнести к возрастающему в геометрической прогрессии количеству вычислений по мере развития ситуации на игровом поле. Те же проблемы испытывает искусственный интеллект, который специализируется на игре в шахматы. По мнению комментатора студии RuHub Рустама «Adekvat» Мавлютова, такое сравнение более чем корректно, поскольку и в Dota 2, и в шахматах многое зависит от характера развития партии и действий соперника. При этом в киберспортивной дисциплине куда больше переменных, чем при игре на шахматной доске. Но даже в шахматах при игре один на один с гроссмейстером искусственный интеллект сначала демонстрирует демонстрирует успехи, а затем теряет преимущество в эндшпиле.

Профессиональные комментаторы и аналитики Dota 2 уверены, что OpenAI Five еще нескоро сможет обыграть профессиональную команду. Даже если это случится в урезанной версии игры с принятыми на текущий момент ограничениями по доступным для выбора персонажам и навыкам, следующим шагом станет обучение нейронных сетей быстрой адаптации к изменениям, которые регулярно вносит в Dota 2 компания Valve. Отдельно разработчиками должна проводиться настройка системы по осуществлению слаженной работы пяти ботов в ходе матча, поскольку большим преимуществом профессиональных коллективов является именно командная игра. Топовые коллективы отлично сыграны и имеют немало наработанных тактик, которыми без лишних слов пользуются в зависимости от происходящего на игровом поле.

Развитие технологии искусственного интеллекта идет семимильными шагами. Даже поражение OpenAI Five от топовых команд на The International 2018 не смогло остудить пыл амбициозных разработчиков из компании Илона Маска. Интернет-сообщество уже сейчас обсуждает будущее киберспорта, когда нейронные сети смогут уверенно противостоять профессиональным игрокам в любых условиях.

  • Одни заявляют, что это станет началом конца для киберспортивной индустрии.
  • Другие говорят, что такое развитие событий, напротив, сделает киберспорт еще более популярным и зрелищным, а про-игрокам не понадобится искать соперников более высокого рейтинга для проведения тренировочных игр.

К слову, именно этого удалось достичь команде бота Libratus, который выиграл у профессиональных игроков в покер почти 2 миллиона долларов. Поэтому не исключено, что в ближайшее время нас ждет кое-что интересное.

21 марта 2019